С точки зрения дальнейшего поиска артефактов — безусловно наиболее интересно вертикально уходящее вниз дно под обнаруженными автомашинами…

Откуда взялось это странное названия водоема — никто из местных жителей так и не смог сказать. Так его называли всегда. Первая встреча с этим карьером — сплошные вопросы: что добывали, когда закончили, где руда и ее отвалы и наконец самый главный — ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ НАС ОЖИДАЕНТ НА ДНЕ? Условия для погружений выбрались самые сложные (легкие обычно не получаются) — конец октября, жуткий гололед, минимум информации о месте расположении и естественно плутаний по безбрежному лесу. Ну и погода -5С на воздухе, пасмурно, ветер и +4С вода на поверхности. Карьер, несмотря на скромные размеры, сразу удивил приемлимой видимостью — от 4 до 5м. По уральским меркам это уже круто. Судя по количеству предметов на берегу — вполне обитаем, хотя и находится в бесконечной тагильской глуши. Что ж — первопрохожденния не выбирают, скорее они сами выбирают нас. Как всегда неспешно собираем оборудование, брифинг, и тремя парами уходим под воду. У каждой группы свой маршрут. Через час на финише должны получить общую картину. Наличие реального опыта погружений в карьерах, dry suits, ножи, фонари, компаса, слейды — как необходимые условия для участия дайверов в таких проектах даже не обсуждаются.

Вода прямо с поверхности встретила отрезвляющей прохладой +4С. Хорошее начало. Видимость достаточная, мягкая трава у береговой линии создает приятное настроение. Чуть ниже начинаются гривы из ярко-желтой тины оригинальных форм, затем плотное дно из коричневых пород. Склон достаточно круто уходит вниз, местами видны ржавые и затянутые илом трубы для откачки воды. На глубине 25м дно выполаживается и разукрашивается разноцветными разводами. Такой живописи мы еще на Урале не встречали. Пока сложно предположить — что здесь когда-то добывали. Очень нетипичные яркие цвета грунта и мягкие породы. В северной части карьера, под вертикальной стеной, над которой проходит автомобильная дорога и стоит памятный знак на глубине около 6 метров обнаруживаем уникальную картину: на 2 остроконечных скальных выступах прямехонько стоит автомобиль ВАЗ 2106 с закрытыми и затемнеными илом окнами. С годами машина обросла броней из осадков, словно в Красном море кораллами, и имеет уже древний и загадочный вид. Фактически автомобиль естественным образом интегрировал в окружающую среду. Оконные стекла покрылись естественной тонировкой и заглянуть вовнуть не представляется возможным. Руль на месте, но все колеса сняты. Оба бампера, где должны находиться автомобильные номера, прочно уперлись в скалы. Рядом, несколькими метрами ниже, виднеются распиленные фрагменты другой легковушки. Очередное автомобильное кладбище времен превоначального накопления капитала в России, каких уже немало мы нашли в холодных уральских водоемах. Это место особенно запомнилось тем, что круто вниз уходят острые гребни скал. Это совсем не типично для классических горизонтов уральских карьеров. Что ж — водоем имеет свое ярко выраженной лицо и ввиду удаленности от жилья почти не захламлен и может безусловно представлять интерес как приватное место для качественного отдыха. Вдоль береговой линии на небольшой глубине в 2 местах можно увидеть бухты скрученных сетей, да 2 проржавевшие морды для рыбы. Здесь же интересно наблюдать над свисающими с берегов и упавшими в воду деревьями. Проплывая под ними в спокойной воде можно долго любоваться окружающим озеро лесом.

С точки зрения дальнейшего поиска артефактов — безусловно наиболее интересно вертикально уходящее вниз дно под обнаруженными автомашинами. По ряду косвенных признаков можно предположить — что очень давно здесь добывали платитну. Тем интереснее могут быть следующие погружения!

Сергей Кондрашин