Мочаловский карьер

Субботнее утро, серый город, осень, погода для этого времени классическая — не яркая, словно остывающая после лета. У компрессорной начинает собираться народ, и, зевая, гадает – куда поедем сегодня? При появлении Сергея наблюдается оживление, да и я за несколько минут, проведенных за подготовкой снаряжения, успела спросить – куда же поедем сегодня погружаться? Втайне надеясь посетить Лазурный, конечно…

Ответ всех заинтриговал – «Карьер Мочаловский, знаете такой? Только не все туда смогут проехать». Пока водители оценивающие оглядывали свои, уже порядком загруженные снарягой машины, Сергей продолжил рассказ: «Карьер находится за п. Асбест, в этом несомненное достоинство сегодняшней поездки – если не получится проехать на Мочаловский, вернемся на дайвинг в карьер Асбестовский, там все рядом. Карьер неглубокий, но может принести свои сюрпризы, да и место там красивое».

Наша компания, к тому моменту собравшаяся полностью, прониклась духом оптимизма, и даже планировала покорить лесную дорогу на своих личных автомобилях, ведь «вряд ли там ездят одни УРАЛы?»…

Забегая вперед, скажу, что наш «караван» в 5 машин все же сократился до трех автомобилей – за Крузером Сергея на лесную дорогу повернули две одногодки-Субару Форестер, синяя и серебристая. (Я не случайно упоминаю, что машины были одинаковой модификации… так как с процессе поездки спонтанно был проведен «тест-драйв» автомобилей в лесных условиях). Еще два автомобиля остались дожидаться нас в Асбесте.

Путь по лесу, протяженностью не более 5 км, занял по времени около 40 минут. Нас поджидали огромные лужи с коварным дном, а также мы успешно преодолели брод небольшой речки (правда, после того, как Сергей Кондрашин разворошил естественную «плотину», и уровень воды чуть понизился). Несколько раз мы совершали остановки, чтобы осмотреться. В окрестном лесу нами было обнаружено немало «разведовательных» раскопок, которые напоминали «мини-карьеры», но ни один, к сожалению, не был пригоден для дайвинга по самой простой причине – они были сухими…

К карьеру мы подъехали по самой высокой из его стенок, и были очарованы сказочной картинкой внизу под нами: маленькое уютное зеленое озеро, высокий берег, и деревянная беседка, словно приглашающая к уединенному чаепитию. Даже при приближении, когда мы спустились в котловину, полянка не потеряла своего «домашнего», уютного вида, установленная на «избушке» табличка гласила, что мы находимся на территории природного парка «Бажовские места».

Сергей пригласил нас на брифинг, и мы стали готовиться к погружению. Одновременно с этим порадовала нас погода: появилось солнце, окрасившее воду в почти изумрудный цвет, а осеннюю листву – в желто-рыжие тона, под цвет берега, и карьер стал напоминать нарисованную умелой, но щедрой рукой, картину…

И вот – первое погружение. Мы – Андрей, Олег, Данил и я отправились исследовать дно. Нам было обещано 12 метров глубины! ? Мы опустились на дно двумя парами, и сразу осознали свою ошибку: дно карьера (7 метров) покрыто плотным слоем тончайшего осадка (возможно, ила или песка с глиной), и, пока его не коснешься, выглядит как песчаное дно. Но если мимо него проходит волна от взмаха руки или ласт, видимость мгновенно становится нулевой, и эти мельчайшие частички очень долго не оседают. Сначала из-за этого мы потеряли впереди шедших ребят, потом чуть не потеряли своих бадди. Постепенно разобрались – попробовали, на какой глубине идти наиболее комфортно и безопасно (6 метров), договорились, что идем в двойке, и отправились на разведку. Обошли карьер по периметру за 20 минут. Максимальная глубина так и осталась – 7.2 м, как мы ни старались найти на дне «ямку» и улечься в нее, уложив первой руку с компьютером. За 40 минут мы обследовали карьер вдоль и поперек, освоив одновременно с этим на практике навыки действий в случаях потери видимости. На дне мы видели нечто, напоминающее жаровню на длинных ножках, и одинокого рака. При этом никакой другой живности не видели вообще. Олег и Данил, увлекшиеся археологией, при появлении из воды похвастались находками – две «морды» для ловли рыбы.

Еще спустя пару часов Алексей и Татьяна успешно закончили курс Dry Suit.

Кстати, про нашу пару отмечу, что мы вышли из воды несколько обескураженные – где же глубина? Но какое-то время спустя стало приходить понимание событий сегодняшнего дня: мы посетили новое место! Незнакомое, с неизвестным (конечно, не для нашего инструктора) рельефом дна и неисследованными берегами. Мы получили опыт, как вести себя на водоемах с «коварным дном», что делать, если твоего бадди нет в пределах видимости, или видимость резко пропадает. Мы провели субботу на свежем воздухе, в один из красивейших и еще не холодных осенних дней, и в отличной компании, где каждый обладает своими знаниями, и всегда готов поделиться ими (и горячим чаем) с тобой. Разве это не бесценно?

Обратная дорога заняла еще около часа. Субары стали одинакового цвета, но, впрочем, это легко ликвидировалось автомойкой…. Одна из машин, а, вернее, ее водитель, все же понес убытки: во время преодоления наиболее глубокой лужи у Форика был сломан один порог и погнут бампер. Впоследствии выяснился ответ на эту загадку — почему же один Форестер прошел полосу препятствий без последствий, а второму их избежать не удалось? Оказалось, задний мост первой машины был выше на 5 см, но эти сантиметры оказались критичными…

Мы приехали в Асбест в девятом часу вечера. Впереди было много дел – просушить снаряжение к завтрашнему дню, привести машины в достойный вид (на них уже красовались надписи в технике «пальцем по грязи»: PADI, Super Diver и т.д.), заправить баллоны и заварить свежего чаю….

8(343)253-26-54