В марте 2021 года команда дайвинг-центра «Тритон» исследовала под водой колесный пароход Вера Фигнер, который построен в начале XX века и является настоящей находкой для тех, кто хочет исследовать ключевые периоды регионального судоходства царской и советской России.
Небольшими командами дайверы Тритона дважды провели экспедиции на затонувший корабль в марте 2021 года. Зимнее время года для погружений было выбрано не случайно, по льду очень удобно добраться до места затопления, разместить на нем снаряжение и палатки, организовать погружения через майны (проруби). Дорога от Екатеринбурга заняла 5 часов и составила около 400 км. На ночь остановились в хостеле в г. Перми. Для удобства переодевания прямо на льду установили две зимние палатки с газовыми обогревателями.
Для погружений были проделаны майны на том же месте, где ныряли предыдущие команды. Толщина льда составила около 20 см, основной лед на реке – около 60 см. Погружение происходило парами в конфигурации спарка и сайд-маунт, использовались страховочные концы и мощные фонари, без которых увидеть что-либо просто невозможно.
Температура воды 0,5 – 1 градус цельсия, течение практически отсутствует. Первые 5 метров спуск осуществлялся без визуального ориентира, верхняя точка корабля показалась на 8 м, а нижняя на 13 м. Видимость под водой порядка 3-5 метров, дно ил и легко мутится.
Под водой хорошо видна корма корабля, звезды на кожухах защиты гребных колес, остатки верхней палубы с окнами, дымовая труба и воздухозаборные трубы. Верхняя палуба практически обрушилась из-за деревянных конструкций. Корабль оброс речными ракушками. От носа корабля остался только силовой каркас, поскольку ранее в Советское время предпринимались попытки поднять корабль из воды волоком.
В результате погружений на пароход Вера Фигнер получили массу незабываемых эмоций и первые собственные фотографии. До сих пор не найден штурвал и рында парохода, что делает погружения все более заманчивыми. Теперь на Урале есть самый настоящий и относительно легкодоступный затонувший корабль со своей собственной интересной историей и аурой.
Впервые судно было обнаружено в конце 2020 года нашими друзьями из пермского дайвинг-центра «Safety Stop», а обныряно уже в начале 2021 совместно с Центром подводных исследований Русского географического общества.
Сам пароход был построен в 1904 году под названием «Екатерина» в г. Муроме на заводе Валенкова по заказу одного из уральских судовладельцев. При длине судна 70 метров, оно вмещало на двух палубах 500 пассажиров и 35 членов экипажа. Изначально имелись каюты 1 и 2 классов. Заказчик парохода впоследствии разорился, как и сам строитель. Из-за этого судно долгое время простаивало, после чего его за бесценок приобретает Нижегородская судовладелица Мария Капитоновна Кашина и переименует в «Харитина». В этот период судно неоднократно попадает в различные крупные аварии (столкновение с другими судами, осадка на мель и т.п.), а к 1914 году после разорения хозяйки переходит между различными судовладельческими компаниями.
В период Первой мировой войны пароход перестраивается в грузопассажирский, на нем возят солдат, скот, военные грузы и т.д. После революции и гражданской войны его национализируют и снова переименовывают в честь русской революционерки Веры Фигнер. В период Второй мировой войны судно приспосабливают под военные нужды, имеется информация об использовании его для перевозки пассажиров и грузов из блокадного Ленинграда.
В 1960 году пароход Вера Фигнер был списан и в 1966 году затонул у берега на реке Сылва (близ поселка Сылва). Официальная версия затопления – «раздавлен льдами», хотя погружавшиеся на него дайверы утверждают о замеченной ими большой пробоине в корме.
За предоставленные фотографии и видео отдельная благодарность Ярославу Макарову, ЦПИ РГО, дайв-клубу “Safety Stop”